Нацпроект образование. Минпросвещения россии

Образование

НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ*

Т. Л. КЛЯЧКО

Основная цель национального проекта «Образование» - вхождение России в десятку стран - лидеров по качеству общего образования - вполне достижима. Однако существуют риски снижения мотивации участников проекта и формального подхода к его реализации.

Ключевые слова: образование, национальный проект, финансирование, федеральный бюджет, качество образования.

По мере уточнения состава мероприятий национального проекта «Образование» изменяются и расходы на его реализацию. По сравнению с первоначально заявленными в сентябре 2018 г. 747 612,43 млн. руб. они, согласно его паспорту, увеличены до 784 453,54 млн. руб., или на 4,9%. Рост заявленного финансирования произошел главным образом за счет увеличения расходов федерального бюджета -более чем на 35 млрд. руб. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации незначительно снизилась: с 5,9 до 5,8%.

Наибольшее увеличение расходов произошло по федеральному проекту «Современная школа» - на 17 201,52 млн. руб., что составляет почти половину прироста всех затрат (46,2%). Согласно паспорту национального проекта регионы софинансируют реализацию мероприятий по развитию современной школы: на это запланировано израсходовать 90,3% всех средств консолидированных бюджетов. При этом из более 253 млрд. руб. федеральных средств, которые пойдут на данный проект, свыше 240 млрд. руб. будут переданы посредством межбюджетных трансфертов непосредственно в региональные бюджеты.

В свою очередь, региональные бюджеты передадут 41 298,85 млн. руб. муниципальным бюджетам на реализацию федерального проекта «Современная школа».

Вторым бенефициаром увеличения бюджетного финансирования национального проекта «Образование» стал федеральный проект «Социальная активность». Его дополнительное финансирование составит 18 918,62 млн. руб. (рост в 3,3 раза). Выделение столь значительных дополнительных средств на молодежную проблематику, развитие волонтерства и наставничества призвано, вероятно, компенсировать снижение расходов федерального бюджета на эти цели в последние годы.

По остальным федеральным проектам изменений в финансировании по сравнению с первоначальным вариантом не произошло.

Одной из главных целей национального проекта является вхождение России в число 10 стран - лидеров по качеству общего образования. Во многом формулирование именно такой цели было обусловлено относительно низкими показателями нашей страны в международном сравнительном исследовании PISA. Вместе с тем по индексу человеческого капитала, который в 2018 г. был рассчитан Все-

Клячко Татьяна Львовна, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор (Москва), е-таН: [email protected]

" - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 9 (92) (июнь 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ОБРАЗОВАНИЕ

мирным банком, Россия заняла 9-е место по качеству общего образования с учетом всех достижений российских школьников в международных исследованиях качества школьного образования. Соответственно, если в последующие годы удастся не растерять достигнутые результаты, то проблем с выполнением президентского указа по данной цели не предвидится. В этом случае основным риском становится снижение мотивации участников национального проекта «Образование» и их переход к формальному его выполнению.

Второй показатель повышения качества образования связан с международной конкурентоспособностью российского высшего образования - с вхождением российских вузов в ТОП-500 глобальных рейтингов университетов. При этом глобально конкурентоспособные университеты должны теперь быть представлены в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации. Такой подход может позволить несколько ограничить доминирование в федеральном проекте «Молодые профессионалы» (подпроект «Глобальная конкурентоспособность высшего образования») московских и петербургских вузов.

Реализация второй цели национального проекта - «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национал ьно- культурных традиций» - оценивается двумя показателями:

Повышением доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, с 71% в 2017 г. до 80% в 2024 г.;

Ростом численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, с 1,6 млн. человек в 2017 г. до 8,8 млн. человек в 2024 г.

Представляется, что именно задача резкого увеличения численности обучающихся, во-

влеченных в деятельность общественных объединений, - в 5,5 раза - потребовала радикального наращивания расходов в федеральном проекте «Социальная активность».

Показатели создания современных физ-культурно-спортивных комплексов в сельской местности перенесены из федерального проекта «Современная школа» в федеральный проект «Успех каждого ребенка», т.е. фактически деятельность указанных комплексов связывается с обеспечением дополнительного образования детей и молодежи, а не только с занятиями физкультурой в школе. Следует отметить особое внимание, которое уделяется созданию инфраструктуры внеурочных занятий сельских школьников.

Важно и то, что сельские школы получат доступ к скоростному Интернету. Это позволит им перейти на современные образовательные технологии, а сельские школьники смогут пользоваться широким спектром образовательных ресурсов и образовательных платформ. Однако это расширение возможностей потребует серьезного повышения квалификации сельских учителей, омоложения учительского корпуса сельских школ.

Таким образом, проблемы образования на селе решаются в рамках федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего» и «Социальная активность».

В федеральном проекте «Молодые профессионалы» (подпроект «Модернизация среднего профессионального образования») предполагается уже в 2019 г. создать «не менее 700 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций». Предполагается, что число указанных мастерских будет ежегодно расти на 700-1000 единиц в течение всего времени осуществления данного проекта. Однако при сохранении формулировки «по одной из компетенций» данный показатель вызывает серьезные сомнения, поскольку позволяет создавать все мастерские только по одной и той же

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ

компетенции. Между тем речь фактически идет о создании в системе среднего профессионального образования современных ресурсных центров, дающих молодежи возможность получать необходимые навыки для работы на новом современном оборудовании.

Основными рисками реализации национального проекта «Образование» и входящих в него федеральных проектов являются следующие:

Возникновение дополнительных расходов бюджетов субъектов РФ на содержание создаваемой материально-технической базы (инфраструктуры), а также на заработную плату персоналу новых образовательных организаций;

Кампанейщина в процессе осуществления указанных проектов, формализм и рост отчетности вместо решения реальных проблем развития региональных систем образования;

Один из ключевых показателей проекта -«уровень образованности». При этом не учитывается, что: а) образование является

достаточно инерционной системой с длительными «технологическими циклами», б) в современном мире уровень образованности зависит во многом от образовательной активности самого населения (самообразование). Соответственно, необходимо создавать стимулы для развития самообразования различных групп населения, что нацпроектом не предусмотрено;

Отсутствие комплексности в реализации как отдельных проектов, так и предложенных федеральных проектов в целом, несогласованность в их осуществлении.

К числу негативных последствий формальной и некачественной реализации нацпроекта

можно отнести:

Рост дефицитов региональных бюджетов;

Дефицит педагогических кадров;

Дефицит текущего финансирования системы образования;

Потерю населением и образовательным сообществом доверия к реализуемым мероприятиям национального проекта «Образование». ■

National Project Education: Advantages and Risks

Tatyana L. Klyachko - Director of Center for Continues Education in Economics of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economic Sciences, Professor (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

The main goal of the National Project «Education» - to ensure Russia"s placement in the top ten countries in general education quality ranking - is quite achievable. However, there exist some risks that the motivation of the project participants may dwindle, and the approach to implementing the project will be purely formal.

Key words: education, national project, financing, federal budget, quality of education.

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

О проведении конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве


Документ с изменениями, внесенными:
.
____________________________________________________________________


В соответствии с и в целях организации проведения в городе Москве конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - Конкурс)

приказываю:

1. Утвердить регламент проведения Конкурса (приложение 1).

2. Утвердить состав конкурсной комиссии Конкурса (приложение 2).

3. Управлению реализации государственной политики в сфере образования осуществлять координацию и контроль за проведением Конкурса.
приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

4. Государственному казенному учреждению города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы осуществить финансовое обеспечение выплаты денежного поощрения лучшим учителям за счет субсидии, предоставляемой в установленном порядке бюджету города Москвы из федерального бюджета, и бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

5. Управлению по развитию государственно-общественного управления и связей с общественностью обеспечить информационную поддержку Конкурса.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

6. Признать утратившим силу приказ Департамента образования города Москвы от 9 апреля 2014 г. N 263 "О проведении конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве".

7. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

Руководитель Департамента
образования города Москвы
И.И.Калина

Приложение 1. Регламент проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве

Приложение 1
к приказу Департамента
образования города Москвы
от 1 июня 2015 года N 276

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. N 117 "О денежном поощрении лучших учителей" , постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1517 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 апреля 2015 г. N 362 "Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями" .

Проведение конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве (далее - Конкурс) предполагает выявление и поощрение лучших учителей за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.

1.2. Основными принципами проведения Конкурса являются гласность, открытость, прозрачность процедур и обеспечение равных возможностей для участия в нем учителей образовательных организаций.

1.3. Конкурсный отбор лучших учителей проводится на основании следующих критериев отбора:

- наличие собственной методической разработки учителя по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе;

- высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года;

- высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету;

- создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции;

- создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся;

- обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения;

- непрерывность профессионального развития учителя.

1.4. Конкурсная комиссия устанавливает максимальный балл по каждому из критериев до 10.

2. Условия участия в Конкурсе

2.1. На участие в Конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической деятельности не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные организации, расположенные на территории города Москвы, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

2.2. Учитель, получивший денежное поощрение за победу в Конкурсе имеет право повторно участвовать в Конкурсе не ранее чем через пять лет.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

Исчисление пятилетнего срока начинается с 1 января года, следующего за годом участия в конкурсе.
(Абзац дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488)

2.3. Лица, осуществляющие в образовательных организациях только административные или организационные функции, право на участие в Конкурсе не имеют.

2.4. Выдвижение учителей на получение денежного поощрения проводится с их письменного согласия коллегиальным органом управления образовательной организации.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

2.5. Для участия в Конкурсе необходимо разместить в личном кабинете Единой комплексной информационной системы образовательной организации, в которой работает учитель, конкурсные документы:

- копию решения (выписка из решения) коллегиального органа управления образовательной организации о выдвижении учителя;

- копию документа о соответствующем уровне профессионального образования, заверенную руководителем образовательной организации;

- копию трудовой книжки, заверенную руководителем образовательной организации;

- информацию о профессиональных достижениях учителя в соответствии с критериями конкурсного отбора, заверенную руководителем образовательной организации;

- документальное подтверждение публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности, заверенное работодателем.

3. Порядок проведения Конкурса

3.1. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ЦПМ) является организатором Конкурса.

3.2. При проведении Конкурса высокие достижения в педагогической деятельности подтверждаются Конкурсной комиссии:

- Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" на основании позитивной динамики результатов независимых диагностик за последние три года;

- ЦПМ на основании реестра участников, призеров и победителей олимпиад и конкурсов обучающихся;

- ЦПМ на основании вклада учителя в развитие системы общего образования города Москвы.

3.3. Апелляции по процедуре проведения Конкурса не принимаются.

3.4. На основании выставленных баллов по критериям (п.1.3 и п.3.2 настоящего регламента) конкурсная комиссия составляет рейтинг участников конкурса.

На основании рейтинга участников конкурса конкурсная комиссия формирует список победителей конкурса и направляет его в Департамент образования города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

3.5. Количество победителей конкурса определяется в соответствии с объемом субсидии, утвержденной Правительством Российской Федерации, и Правительством Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

3.6. На основании представленного ЦПМ списка Департамент образования города Москвы издает приказ об утверждении списка победителей конкурса.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

3.7. Победители конкурса награждаются почетными грамотами Департамента образования города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

3.8. Результаты конкурса доводятся до сведения победителей и участников Конкурсной комиссией посредством публикации на официальном сайте Департамента образования города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Приложение 2. Состав конкурсной комиссии Конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве

Приложение 2
к приказу Департамента
образования города Москвы
от 1 июня 2015 года N 276

Председатель:

Ященко Иван Валерьевич

Директор Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства"

Секретарь:

Папкова Ольга Евгеньевна

Начальник отдела конкурсов и проектов Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства"

(Строка в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

Алферов Андрей Николаевич

Директор Некоммерческого партнерства содействия государственно-общественному управлению в образовании "Доверие. Партнерство. Право" (по согласованию)

Иванова Марина Алексеевна

Председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (по согласованию)

Мамедов Геннадий Алиевич

Морозова Екатерина Павловна

Председатель Региональной общественной организации "Единая независимая ассоциация педагогов" (по согласованию)

Мясникова Людмила Александровна

Председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности (по согласованию)

Перфилова Надежда Рафаиловна

Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа N 2098 "Многопрофильный образовательный центр" имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора" (по согласованию)

Сидорина Елена Викторовна

Член Экспертно-консультативного совета родительской общественности (по согласованию)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Источник финансирования: Смешанный

Бюджет: 784 500 000 000 руб.

Год начала: 2018

Год окончания: 2024

Статус проекта: Реализуется

Цели национального проекта РФ «Образование»:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи национального проекта РФ «Образование»:

  1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
  2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
  3. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
  4. Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
  5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
  6. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
  7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
  8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
  9. Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
  10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

Нацпроект «Образование»: ответственные за реализацию:

  • куратор национального проекта - заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова;
  • руководитель национального проекта - министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» до 31.12.2024 года:

  • в 2019 г. - 116 млрд 628,29 млн рублей;
  • в 2020 г. - 132 млрд 741,25 млн рублей;
  • в 2021 г. - 143 млрд 544,87 млн рублей;
  • в 2022 г. - 129 млрд 293,48 млн рублей;
  • в 2023 г. - 128 млрд 910,32 млн рублей;
  • в 2024 г. - 133 млрд 335,32 млн рублей.

О проекте:

Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.

Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга - подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.

Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»:

  • «Поддержка семей, имеющих детей»;
  • «Цифровая образовательная среда»;
  • «Современная школа»;
  • «Успех каждого ребёнка»;
  • «Учитель будущего»;
  • «Молодые профессионалы»;
  • «Новые возможности для каждого»;
  • «Социальная активность»;
  • «Экспорт образования».

Полномасштабная реализация нацпроекта «Образование» началась в январе 2019 года. С Рособрнадзором Минпросвещения утвердило методику расчёта показателей по вхождению Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. С ВЭБом отрабатываются варианты и модели партнёрства.

Наибольшую тревогу главы Минпросвещения, по её признанию, вызывает определение показателя, который характеризует долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой дополнительного образования. Ольга Васильева предложила определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года. Это, по её мнению, позволит преодолеть риски задвоения информации о тех детях, которые одновременно посещают несколько организаций дополнительного образования.

Губернатор Нижегородской области Андрей Никитин предлагает с помощью внедрения и развития сетевой формы реализации образовательных программ привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Для небольших районов, по мнению главы региона, целесообразно создание единого центра, который мог бы объединить под одной крышей социальные учреждения, а также учреждения дополнительного и общего образования.

Андрей Никитин попросил Минпросвещения включить в нацпроекты ремонт общеобразовательных учреждений, а также дополнительно закладывать деньги в региональные бюджеты на содержание инфраструктурных объектов.

В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создана федеральная сеть центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Центры «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах без образования юридического лица (локальный акт ОО, типовое положение). Совокупность образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры, составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Видео о национальном проекте «Образование»:

Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила с презентацией национального проекта «Образование»

Гайдаровский форум - 2019. Национальный проект РФ «Образование» - 9 жизней регионов

Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»:

  1. Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
  2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.